Воскресные школы: на пороге перемен

Воскресные школы: на пороге перемен9 марта 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил два ключевых документа, которые определяют работу всех воскресных школ. Речь идет о новом «Положении о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Стандарте учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». О том, что стоит за этими изменениями и как это повлияет на работу воскресных школ, мы поговорили с курировавшим подготовку этих документов в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации координатором рабочей группы для изучения и выработки подходов к формированию учебных пособий для воскресных школ иеромонахом Геннадием (Войтишко).

– Отец Геннадий, признаюсь, весьма неожиданная новость. Чем было вызвано такое решение, да и сама необходимость изменения нормативной базы деятельности воскресных школ?

– Тут несколько причин. Прежде всего хотел бы сказать, что за последние 25 лет воскресные школы сделали гигантский шаг в своем развитии. Мы прошли важный этап жизни Церкви, когда, не имея ранее опыта создания документов такого уровня, как Стандарт, мы не только его создали, но и провели его апробацию, оценили возможности воскресных школ, вывели их работу на существенно более высокий уровень.

Вместе с тем мониторинг показал, что назрели качественные изменения в их деятельности. И та нормативная база, которая регламентировала деятельность воскресных школ, нуждалась в корректировке.


Изначальная идея, когда принимался впервые Стандарт, была в том, чтобы построить систему воскресных школ по модели общеобразовательных. Что я имею в виду? И там и здесь предлагались линейка учебных дисциплин, жесткие требования к организационным формам и техническому оснащению, а также кадровому потенциалу, академический подход к наполнению учебных занятий, подготовка немалого по количеству книг комплекта учебников. К слову сказать, если суммировать все книги, которые должны были составлять Единый учебно-методический комплект для воскресных школ, их насчитывалось бы свыше 40.

– Это очень много.

– Да. И все эти курсы должны были быть обязательными для изучения. Мониторинг показал, что для многих воскресных школ предъявляемые требования оказались неподъемными. И в большом своем числе воскресные школы Стандарт, скажем так аккуратно, соблюдали с массой оговорок. Если для начального этапа заложенные требования и траектория развития были стимулирующими, то далее – скорее сдерживающим фактором.

Да, удалось в разы поднять учебную составляющую воскресных школ. Но основная задача Церкви ведь не в том, чтобы «накачать головы» детей суммой знаний, а помочь им органично войти в жизнь Церкви, найти в Ней свое место. И в конце концов, помочь построить живые отношения живого человека с Живым Богом. И в этом смысле модель общеобразовательной школы будет явно недостаточной. Воскресная школа должна стать формой передачи опыта веры от старшего поколения младшему и тем, кто только первые шаги делает в Церкви. Причем происходит эта передача преимущественно в живой церковной общине. Значит, и воскресная школа – это по сути своей еще и форма попечения приходской общины о своих детях.

В июне 2015 года Святейший Патриарх Кирилл дал поручение проработать подходы к корректировке деятельности воскресных школ и формированию единой учебно-методической базы.

Для этой цели была сформирована специальная рабочая группа. Ее предложения и наработки глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий представил на рассмотрение Священноначалия на заседании Высшего Церковного Совета 9 сентября 2015 года. Первым этапом предстоящей работы являлась корректировка нормативной базы: Положения о деятельности воскресных школ и Стандарта учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Практически на каждом заседании Высшего Церковного Совета уделялось серьезное внимание ходу работ.

Корректировка этих документов требовалась еще и в связи с требованиями государственных контролирующих органов. По сути, в определенный момент они начали трактовать деятельность воскресных школ как образовательную (собственно, и Стандарт, и Положение в существовавшем тогда виде давали полное основание так считать), а значит, внимание!, подлежащей государственному лицензированию. Образовательная деятельность без лицензии в России – деяние наказуемое. И для того, чтобы устранить возникшую проблему, потребовалось оперативное внесение поправок как в Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (что в итоге и было сделано в середине 2015 года), так и в нормативную базу Церкви.

– Получается, работа над обоими документами велась целых полтора года?..

– Положение и Стандарт претерпел восемь редакций. Свои замечания и предложения вносили практически все синодальные ведомства, высшие учебные заведения Церкви, представители педагогического и экспертного сообщества. Все это обобщалось, что-то принималось, что-то мотивированно отклонялось. И каждый раз документы серьезнейшим образом обсуждались на заседаниях Высшего Церковного Совета. И затем были приняты на последнем в 2016 году заседании Высшего Церковного Совета (29 декабря). 9 марта 2017 года их утвердил Священный Синод.

– В чем суть изменений в этих документах?

– По итогам проделанной работы была скорректирована их структура. Они стали компактными, более ясными в изложении, логически лучше структурированными, с четко разграниченными сферами применения. Положение регламентирует организационные принципы работы воскресных школ, Стандарт – содержание и объем их деятельности.

Были также актуализированы цели и задачи деятельности воскресных школ как в контексте государственных нормативных актов, так и в контексте богословской, исторической и правовой традиции Русской Православной Церкви.

Из документов исключены все положения, позволявшие трактовать деятельность воскресных школ как образовательных организаций, в том числе и дополнительного образования. Это касается также промежуточной и итоговой аттестации, сдачи зачетных и экзаменационных испытаний.

Исключен такой вид воскресных школ, как школы, имеющие юридическое лицо (в связи с изменением законодательства). Деятельность церковных организаций дополнительного образования «Духовно-нравственные центры» предложено регулировать в соответствии с отдельным приказом СОРОиК, в рамках Положения о конфессиональной аттестации и выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям с религиозным компонентом.

В этом же контексте исключено деление учебного процесса на ступени (дошкольную, начальную, основную, дополнительную). Вместо них определены возрастные категории, которые также были уточнены. Отмечу, что впервые вынесены в отдельную возрастную группу подростки 14–17 лет.

– Кроме того, что воскресные школы не должны выглядеть как образовательные организации, есть ли еще причины, по которым ступени обучения исключены из Стандарта, а вместо них занятия ориентированы на возрастные группы?

– Понимаете, учебный процесс в воскресной школе носит нелинейный характер, как это есть в общеобразовательной школе. В обычной школе ребенок приходит в первый класс и далее поступательно движется к выпуску в одиннадцатом. Причем, он не может не учиться, он обязан пройти весь курс обучения последовательно, с первого по выпускной классы. Таковы требования закона. В воскресной школе все не совсем так. Посещение воскресной школы абсолютно добровольно. И дети приходят на занятия практически в любом возрасте. И с совершенно разным уровнем подготовки. Так происходит по самым разным причинам. Одна из основных в том, что семья этого ребенка сама только начала посещать храм, поэтому и их чаду родители хотели бы дать основы веры. Но это одна из многих возможных ситуаций. Бывает так, что дети сами начинают (причем, не только в старших классах) интересоваться православием. Приходят в церковь, хотят в чем-то для себя разобраться.

Так вот. Дети могут прийти в любом возрасте, с любым уровнем подготовки. А это значит, что программа воскресных школ должна быть так построена, чтобы ребенок с любого возраста мог «включиться» в занятия. Поэтому новый Стандарт предлагает не линейную программу обучения, как в обычной школе, а построенную по принципу концентрических кругов. В основе такого подхода – учет психологического развития ребенка, способность в его возрасте воспринимать ту или иную информацию. А значит, должна быть и возможность дать на соответствующем уровне его развития базу для вхождения в жизнь Церкви и его духовного развития. Для тех детей, кто уже занимался в воскресной школе, это будет не просто повторением пройденного, а углубление в суть обсуждаемых понятий. Таким образом, можно увидеть, что курсы для все более старших возрастов в воскресной школе становятся насыщеннее по своему содержанию, а логика их изложения исходит из возрастных особенностей.

– Каким образом теперь выглядят эти возрастные категории?

– Их четыре. Первая – дети в возрасте 5-7 лет; вторая – дети в возрасте 8-10 лет; третья – дети в возрасте 11-13 лет; четвертая – дети в возрасте 14-17 лет (старший подростковый возраст).

– Это жестко фиксированная градация?

– Нет. Воскресным школам предоставлено право незначительно корректировать возрастные категории воспитанников в соответствии с текущими условиями. Кроме того, и я хочу обратить на это внимание, воскресным школам в рамках конкретной возрастной категории предоставлено право самостоятельно определять темп и порядок прохождения курсов в рамках Стандарта, в связи с чем сетка часов учебного плана Стандартом не регламентируется. Что это означает? Скажем, в возрастной категории 8-10 лет Стандарт предлагает курс «Основы Закона Божия» в объеме 42 занятий. Кстати, в окончательной редакции мы ушли от понятия академических часов, чтобы не возникало путаницы, а указываем количество занятий, рекомендуя для каждого из возрастов адекватную им продолжительность. Так вот, воскресная школа, с учетом своих возможностей, состава групп детей, может эти занятия провести за 1 год, а может распределить их и на 2 года и на 3. То, как лучше поступить, лучше всего будет знать не кто-то в центре, а конкретные педагоги на местах. И мы не должны их сковывать в их работе.

– Вы сказали, что теперь «Духовно-нравственные центры» не относятся к формам воскресных школ. В рамках действовавшей нормативной базы было три типа воскресных школ: воскресная группа, воскресная школа и упомянутые «Духовно-нравственные центры». Что будет теперь, структура как-то усложнится?

– Напротив. Наша задача упростить работу воскресных школ. Поэтому остается всего две их формы. Собственно говоря, сама воскресная школа (без каких бы то ни было оценок их помещений, санузлов и прочего, что было в предыдущей версии документов). И воскресная группа. Единственным критерием их различения будет являться количество посещающих занятия. До 10 воспитанников – это воскресная группа, свыше 10 – воскресная школа. Очевидно, если воспитанников в школе крайне мало, то сложно выстраивать какие-то жесткие рамки курсов. Необходимо быть максимально гибкими в возможностях проведения занятий. И Стандарт для этого открывает все возможности. Поэтому воскресные группы будут руководствоваться Стандартом, при этом самостоятельно определять возрастные категории воспитанников, объем содержания и результаты деятельности, принимая во внимание в этой части положения Стандарта. Вот и все требования.

– Давайте поговорим о содержании учебных предметов воскресных школ.

– Мы не называем их предметами. Это курсы занятий.

– Хорошо, что они из себя будут представлять? Что воспитанники воскресных школ будут изучать? Много ли здесь изменений?

– Корректировке был подвергнут объем содержания учебно-воспитательной деятельности: объемы курсов, знаниевых и понятийных требований, предметных планов занятий, почасовой нагрузки – при сохранении в основе своей ранее разработанной тематики.

– Могли бы привести какой-то пример?

– Некоторые объемы курсов не только нам, но и многим другим экспертам показались чрезмерно завышенными. Судите сами: курс церковнославянского языка был изначально рассчитан на 84 занятия. Это чуть ли не семинарский объем. Не уверен, что дети должны изучать семинарский курс. В итоге, он был сокращен до 34. Должен сказать, что немало педагогов и авторов пособий уже сейчас ориентируются именно на эту цифру.

Кроме того, учитывая неоднородность возможностей воскресных школ, в обновленной редакции Стандарта все преподаваемые дисциплины было предложено разделить на две группы: 1-я – обязательный минимум и 2-я – факультативные курсы (желательные, но не обязательные). Причем такое разделение прописано для всех возрастных категорий. В окончательной редакции было решено оставить в Стандарте только обязательный минимум. А вот из дополнительных курсов будет сформирован реестр прошедших экспертизу программ и курсов, который будет доступен на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Воскресная школа сможет вести любой из этих дополнительных курсов по своему желанию и с учетом своих возможностей.

– Какие курсы будут обязательными?

– Для детей 5-7 лет – «Введение в Закон Божий» в объеме 28 занятий. Для детей 8-10 лет – «Ветхий Завет» в объеме 28 занятий; «Новый Завет» в объеме 28 занятий; «Богослужение и устройство православного храма» в объеме 28 занятий; «Основы Закона Божия» в объеме 42 занятий; «Церковнославянский язык» в объеме 34 занятий. Для детей 11-13 лет – «Священное Писание: Ветхий Завет» в объеме 28 занятий; «Священное Писание: Новый Завет» в объеме 42 занятий; «Основы православного вероучения» в объеме 42 занятий; «Православное богослужение» в объеме 28 занятий.

Повторюсь, поскольку это считаю важным, воскресные школы могут сами определять темп прохождения курсов в зависимости от своих возможностей.

– Даются ли в Стандарте рекомендации, как проводить занятия? Ведь в самом начале нашего разговора вы подчеркнули, что задача воскресных школ «не накачать голову суммой знаний», а способствовать приобщению к жизни Церкви. А от того, как будут проводиться эти занятия, будет зависеть, получится ли достигнуть этой цели.

– Стандарт – это регламентирующий документ общего плана. Тому, как организовать занятия каждого из курсов для каждой из возрастных категорий, мы планируем уделить серьезное внимание в другом документе, к подготовке которого мы приглашаем экспертов – педагогов, психологов, опытных священников. И этот документ станет фактически техническим заданием для издателей учебных пособий и авторов курсов. Только после его подготовки мы сможем вести речь о каких-либо учебных пособиях для воскресных школ. По самым оптимистичным оценкам, на это у нас уйдет не менее 9 месяцев.

Что касается самого Стандарта, то в нем отдельно обращается внимание на то, что все занятия в воскресной школе должны осуществляться в формах, направленных на приобщение к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся, прежде всего, в участии в литургической жизни конкретной православной общины, таинствах, церковных праздниках, и развитие интереса к ней.

Занятия, связанные с изучением богослужения, Священного Писания (при бесспорной важности изложения теоретических основ), должны носить практико-ориентированный характер (например: в формате евангельских встреч/групп, иных формах совместного чтения и обсуждения с детьми и подростками Священного Писания, творений Святых Отцов, богослужебных текстов в доступной детям форме, соответствующей их возрасту).

Ну и кроме того, занятия в воскресной школе должны помогать воспитанникам осознать личную ответственность за Церковь, приходскую общину, раскрывать перед ними возможные формы служения в Церкви и приобщать к ним детей (например через организацию школы алтарников, групп милосердия, детского/молодежного хора, иных форм активного участия в миссионерской и социальной работе).

Говоря о формах занятий, в Стандарте подчеркивается важным использование возможностей досуговой деятельности воспитанников, таких как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки и спектакли, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом и так далее.

Важные смысложизненные ценности, навыки нравственного поведения дети легко усваивают через игру, поэтому неотъемлемой частью работы с воспитанниками является включение в процесс наставления в вере игровых элементов (особенно для детей 5-6 и 7-11 лет).

Занятия в воскресной школе должны помочь воспитанникам (и прежде всего подросткам) иметь устойчивые основания перед вызовами современного секуляризма, острие которого направлено прежде всего на разрушение традиционных семейных ценностей, на нивелирование ценности жизни и грубое игнорирование проблем биоэтики. Эти вопросы должны в полной мере найти свое отражение в деятельности воскресных школ – как на просветительском уровне, так и в качестве возможной формы служения детей, подростков, юношей и девушек (в меру своей доступности в том или ином возрасте).

– При этом, как видно из того, что вы сказали ранее, перечислив обязательные дисциплины, среди них вы не упомянули курс «Основы христианской нравственности», бывший в предыдущей версии Стандарта.

– Основы христианской нравственности должны закладываться не в какой-то отдельной дисциплине, а в рамках каждого из изучаемых курсов. Какой смысл христианину изучать Священное Писание, если оно не будет для него прямым руководством к действию, если хотите, Кодексом нравственной жизни?! Особенно, если мы обратим внимание на Нагорную проповедь Христа. Кстати, обязательный курс «Основы Закона Божия» основан практически полностью на вдумчивом изучении как ветхозаветных Заповедей, так и новозаветных на примере детального разбора Нагорной проповеди.

Курс же «Основы христианской нравственности» никуда не пропал, он лишь перенесен в реестр дополнительных, которые воскресные школы могут проводить по желанию.

– Недавно закончилась аттестация воскресных школ. Она проводилась в рамках действовавшей нормативной базы. После введения в действие новых документов будет новая аттестация?

– В этом нет никакой срочной необходимости. Аттестация, которая, надо сказать, была проведена впервые в Церкви, дает нам в первом приближении общий срез состояния воскресных школ, соответствующий текущему отрезку времени. Нам предстоит его еще внимательно изучить. Кстати сказать, именно необходимость подготовки к аттестации заставила во многих регионах привести деятельность воскресных школ в более-менее надлежащий вид. Но мониторинг деятельности воскресных школ в оперативном режиме мы будем продолжать и далее.

Что касается самих изменений в Стандарте, то я не могу исключить возможности того, что некоторые корректировки нам придется вносить в этот документ и далее, в рабочем порядке, с учетом требований времени. Это нормальная практика для образовательной сферы.

– Насколько я понимаю, корректировкой Стандарта и Положения работа по совершенствованию деятельности воскресных школ не ограничена?

– Верно. Детальная проработка требований к формам и методам работы в воскресных школах применительно к каждому из курсов в рамках Стандарта потребует разработки соответствующего документа. Цель его еще и в том, чтобы дать техническое задание методистам и авторам-разработчикам курсов. Безусловно, и сама работа по подготовке этого документа существенно более трудоемкая, чем корректировка Стандарта.

Затем потребуется разработка примерных программ по каждому из курсов. А также определенный период на их апробацию, равно как и пособий к ним.

Далее будет необходима разработка методик их преподавания. А отсюда вытекает и необходимость обучения этим методикам педагогов воскресных школ и повышения квалификации.

Уже сейчас Синодальный отдел, разрабатывая подходы к программам повышения квалификации работников воскресных школ, исходит из необходимости включения в курс подготовки приходских катехизаторов, которые, вероятнее всего, и будут работать в ВШ, основ педагогики, возрастной психологии и методики преподавания.

Ну и в дополнение к общим требованиям Стандарта будут подготовлены Квалификационные требования к работникам воскресных школ.

– Масштабный фронт задач…

– Да, это так. Могу лишь повторить то, что председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий сказал в одном из своих выступлений на Высшем Церковном Совете: «Ни одна из Поместных Церквей не решала задачи столь масштабного уровня в области приходского образования за всю свою историю».

Безусловно, в этом огромная заслуга Святейшего Патриарха Кирилла, который постоянно держит этот вопрос в фокусе своего внимания.

Мы благодарны всем, кто принимал участие в подготовке новых документов для воскресных школ. Прежде всего, Его Святейшеству за отеческое наставление и руководство, а также представителям синодальных структур и общецерковных учебных заведений, экспертам – педагогам, психологам, практикам.

Позволю выразить скромную надежду, что к работе по дальнейшему совершенствованию методической базы воскресных школ подключится еще больше специалистов-практиков из многих епархий нашей Церкви.

– Большое спасибо за столь обстоятельный разговор.

Беседовал Вадим Комиссаренко